Самый престижный российский театральный фестиваль в этом году проходит в 22-й раз. Впервые в его истории и в театральной истории Самары на фестивале представлены сразу две самарские театральные труппы! Победители будут объявлены в апреле. Мы болеем за наших, гордимся и спешим за билетами в театральные кассы.
На премию «Золотая маска» самарские театры претендовали неоднократно. Первым же лауреатом стала актриса театра драмы Вера Ершова, получившая в 1996 году личную и весьма почетную награду «За честь и достоинство». Два года спустя театральные критики отметили наградой тогдашнего губернатора Самарской области Константина Титова «За поддержку театрального искусства России». Тогда же впервые была отмечена театральная труппа из Самары — статуэтку в номинации «Лучшая работа художника» получил Юрий Хариков за спектакль Адольфа Шапиро «Бумбараш» театра «СамАрт». Пять лет спустя Юрий Хариков повторно был награждён в этой же номинации за легендарную «Мамашу Кураж».
Третий раз «СамАрт» представлял на «Золотой маске» спектакль «Фальшивый купон» Анатолия Праудина.
«Пиковая дама» претендует на «Золотую маску» аж в 5 главных номинациях в разделе «Опера»! В номинации «Музыкальный театр», а также в частных — главный дирижер театра Александр Анисимов – в номинации «Опера/Работа дирижера», главный режиссер театра Михаил Панджавидзе – в номинации «Опера/Работа режиссера», Ирина Крикунова – за партию Лизы и Михаил Губский – за партию Германа в опере «Пиковая дама».
Самарский академический театр оперы и балета.
«Пиковая дама»
Отличным подарком к 85-му сезону для всей труппы САТОБ стала номинация оперы «Пиковая дама» на «Золотую маску» аж в 5 главных номинациях раздела «Опера»! В номинации «Музыкальный театр», а также в частных номинациях на приз будут претендовать главный дирижер театра Александр Анисимов – «Опера/Работа дирижера», главный режиссер театра Михаил Панджавидзе – «Опера/Работа режиссера», Ирина Крикунова за партию Лизы и Михаил Губский за партию Германа в опере «Пиковая дама».
Кстати, все эти номинанты уже выдвигались на «Золотую маску», но... от других театров и городов. Михаил Панджавидзе – в 2012 году вместе с Казанским театром оперы и балета представлял «Лючию ди Ламмермур». Михаил Губский, который живет на два города /Самара и Москва/ и на три театра, помимо САТОБ сотрудничает с Большим театром и московским театром «Новая опера». От него он и был номинирован на «Маску» за роль Неморино в «Любовном напитке».
Ирина Крикунова в составе труппы Музыкального театра Ростова-на-Дону была номинирована на премию за роль Джильды в «Риголетто» Верди. А дирижер Александр Анисимов стал лауреатом «Золотой маски» за оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Между прочим, также ростовского театра.
И вот – «Пиковая дама» из Самары открывает фестиваль «Золотая маска»-2016 на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко — и в зале нет ни одного свободного места... О том же, что опера Чайковского в исполнении самарской труппы произвела должное впечатление, свидетельствуют долгие овации, которыми зрители наградили исполнителей.
Тройка. Семерка. Туз. История создания
Либретто оперы хоть и вторит канве повести Пушкина «Пиковая дама», но имеет несколько принципиальных позиций в мотивации героев.
Либретто к опере преисполнено истинного драматизма. Если у Пушкина Германн одержим жаждой легкой наживы, а Лизу он использует как инструмент, который позволит ему поближе подобраться к тайне старой графини, то в опере даже имя у героя другое — Герман потерял на конце имени одну букву «Н». К тому же он искренне влюблен в Лизу, у которой уже есть состоятельный жених. Потому выигрыш ему нужен для того, чтобы добиться сердца возлюбленной. Финал оперы трагичнее, чем литературный. Герман не только сходит с ума, но, преследуемый образом умершей графини, погибает. Его безумство становится причиной смерти Лизы. Причём здесь она не просто бедная воспитанница, питающая к Герману тихие чувства, но состоятельная барышня, страстно влюблённая и способная на поступки.
Кстати, опера — результат творческого союза братьев Чайковских. Модест Ильич написал либретто, ну а музыку — Пётр Ильич. Для того чтобы сосредоточиться на работе над оперой, Чайковский уехал во Флоренцию в январе 1890-го, а уже в декабре состоялась премьера спектакля на сцене Мариинского театра.
Премьера в Самаре
Постановка спектакля «Пиковая дама» в САТОБ была приурочена к 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского.
Первое, что завораживает при просмотре оперы нашего театра, — это образ Петербурга. Режиссер Михаил Панджавидзе и художник Елена Соловьева создали квинтэссенцию образа города, схожего по настроению с «Медным всадником» Пушкина или «Невским проспектом» Гоголя. Будничный, но в то же время — мистический, играющий с психикой своих жителей. Мы видим очертания Петропавловской крепости, кованый мост, гуляющих горожан. Но по мере развития сюжета и погружения Германа в бе-
зумие всё происходящее на сцене начинает вращаться с помощью поворотного круга — включая и игорный стол со всеми игроками. На этом фоне знаменитая ария: «Что наша жизнь? Игра!» в исполнении Михаила Губского звучит особенно драматично. Его герой одновременно гнусный, жалкий и в то же время влюбленный, опустошенный. Образ Германа – глубокий и трагичный. Постановка получилась достойной показа перед самыми авторитетными театральными критиками России.
О «наших» конкурентах
Конкуренция среди музыкальных театров всегда высокая. Легендарные театры двух столиц, плюс сильные школы Урала, Перми.
Так, Пермский театр оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса в этом году представлен в 26 номинациях!
Нашей «Пиковой даме» предстоит соревнование с «Пиковой дамой» из Мариинского театра, что особенно интересно. А также с двумя пермскими постановками – «Дон Жуаном» и «Сказками Гофмана», «Жанной Д’Арк» в постановке челябинского театра, екатеринбургской «Сатьяграхой». Кроме этого, музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко представлен в номинации «Хованщиной» и «Медеей». Большой театр номинирован на «Маску» за «Свадьбу Фигаро».
Соперники сильны, но мы болеем за наших, желаем им победы и новых удачных, талантливых постановок.
Победители «Золотой маски» будут объявлены 16 апреля. Всем «нашим» мы, конечно, желаем победы, будем рады за каждого. И вне зависимости от результата — гордимся самарскими театральными традициями и талантливыми мастерами.
P.S.
Премьерное выступление Самарского театра оперы и балета на «Золотой маске» запомнилось не только блистательным выступлением на московской сцене, но и флешмобом, который устроила труппа нашего театра на Павелецком вокзале столицы в рамках проекта «Маска в городе», – солисты и хор Самарской оперы на радость ожидавших поезда пассажиров исполнили финальную сцену оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.
Театр «Грань». Новокуйбышевск.
Спектакль «Таня-Таня»
В рамках отбора совет жюри фестиваля «Золотая маска» просмотрел 774 /!/ спектакля столичных и региональных театров. Что особенно важно, добрался и до совсем маленьких городков с талантливыми режиссерами и актерами: Ярославль, Серов, наш Новокуйбышевск – и спектакль-драма «Таня-Таня», отмеченный на родине критиками, полюбившийся зрителям не только родного Новокуйбышевска, но и Самары. Урвать билет на спектакль в «Грань» – большая удача. И тем, кто еще не был в этом театре, GL настоятельно рекомендует его посетить. «Грань» под руководством Дениса Бокурадзе — новая театральная гордость региона.
Спектакль «Таня-Таня» уже выиграл Гран-при фестиваля театров малых городов. Художник по костюмам театра Елена Соловьева, работавшая над созданием образов к спектаклю-номинанту, взяла Гран-при «Поволжских сезонов Александра Васильева». На «Золотую маску» драма выдвинута сразу в шести номинациях: «Драма»/«Малая форма», «Лучшая работа режиссера» /Денис Бокурадзе/, «Лучшая женская роль» /Юлия Бокурадзе/, «Лучшая роль второго плана» /Алина Костюк и Даниил Богомолов/ и «Лучшая работа художника по костюму» /Елена Соловьева/.
Интересно, что каждый номинант «Граней» оказался в компании таких больших мастеров, что само номинирование молодого театра кажется уже за гранью реального.
Конкуренты Дениса Бокурадзе в режиссерской номинации — Роберт Уилсон, Ромео Кастелуччи, Кама Гинкас, Валерий Фокин, Алексей Бородин, Сергей Женовач, Андрей Могучий, Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Юрий Бутусов... При этом, как отмечают многие эксперты, у театра «Грань» есть реальные шансы получить награду/ы. Мы верим! Потому что театр с приходом Дениса Бокурадзе действительно обрёл свой уникальный почерк, который делает его узнаваемым, а спектакли – особенными. При этом Денис Бокурадзе относится с почтением к традициям Эльвиры Дульщиковой — основательницы театра, переехавшей в своё время в Новокуйбышевск из Польши.
Урвать билет на спектакль в «Грань» – большая удача. И тем, кто еще не был в этом театре, GL настоятельно рекомендует его посетить. Тем более что Новокуйбышевск — это никакой не конец географии, а «Грань» – новая театральная гордость региона.
Шестиугольник любви
Спектакль «Таня-Таня» создан по одноименной пьесе Ольги Мухиной, которую называют отправной точкой «новой драмы». Пьеса написана в 1995 году, но время действия — абстрактно. Также, как абстрактны образы героев, растворяющиеся в палитре цвета крем-брюле: бежевая одежда, бежевые декорации. Яркое пятно — луч прожектора, который выделяет героев, «выводит» их на сцену, расставляет акценты. Герои-маски: Девушка, Мальчик, Иванов, Охлобыстин, Зина, наконец, Таня, блистательно сыгранная Юлией Бокурадзе. Грудной голос героини надолго остаётся в памяти.
Спектакль «Таня-Таня» к просмотру обязателен. И не только потому, что он — номинант на «Золотую маску». Просто это очень хороший, честный по отношению к зрителю, великолепно поставленный и с любовью сыгранный спектакль. Удовольствие актёров передается и зрителям.