Олеся Минейкина. Искусство в массы

Зачем идти на лекцию искусствоведа в эпоху, когда знание стало общедоступным? GL поговорил с арт-спикером Олесей Минейкиной /@kydesnica.art/ о том, может ли профессионал рассказать то, что никогда не найдешь в поисковике, почему важно и нужно интересоваться современным искусством даже тем, кто не планирует часто гулять по музеям.


Одежда @italystoresamara                               Локация @yoni________________

Расскажите, в чем заключается деятельность арт-спикера.
Могу пояснить на своем примере. Я занимаюсь чтением и организацией своих собственных лекций по искусству. Проще говоря, рассказываю людям о художниках, их творчестве и жизненном пути, помогаю слушателям узнать побольше о бытийном контексте, в котором автор создавал свои работы. Мне кажется, что в нас еще со школьной скамьи вырабатывается отторжение к искусству в целом и живописи в частности. Большинство думают, что это скучно, неинтересно и вообще пустая трата времени. 
 
Как Вы пришли к такому формату, как арт-встречи?
Какие темы и запросы гостей популярнее всего?
Я всю жизнь провела в окружении искусства. Моя семья имела непосредственное отношение к художественной культуре. Книги, журналы и альбомы художников постоянно находились в нашем доме, и я даже невольно как-то их изучала и погружалась в мир искусства. По настоянию родителей я получила экономическое образование, но продолжала интересоваться художниками и их работами. Втайне от всех слушала лекции, читала книги. Когда случился первый локдаун, я решила попробовать себя в области лекций по искусству. Как только ограничения были сняты, состоялась моя первая лекция. Тогда мы собрались на небольшой девичник, и я предложила подругам послушать мою лекцию о жизни художницы Фриды Кало. Их это так вдохновило, что мне настоятельно порекомендовали продолжать, и я послушала совет. Дальше было несколько лекций, где с каждым разом я наблюдала все больше и больше гостей. Особенной популярностью пользуются занятия по современному искусству, потому что это самое сложное для понимания. Кроме того, интересуются Дали, Пикассо, Моне и Мане и моей любимой Фридой Кало. 
Сейчас я заканчиваю обучение в Москве, где получаю профессиональное искусствоведческое образование. Таким образом я подкрепляю уже имеющиеся знания и расширяю их. 

 
Кто, по Вашему наблюдению, составляет подавляющее большинство Ваших слушателей
на арт-встречах? Кто сейчас интересуется искусством? 
Это совершенно разные люди: мужчины, женщины, есть лекции для детей. Приходят и представители бизнеса, и домохозяйки, и молодые люди, которым уже не хватает знаний в интернете. Главное что их объединяет – любовь к искусству, жажда познаний и бескрайнее любопытство. Они открыты для новой информации, современные и думающие люди. Я знаю некоторых людей, которые после посещения моих лекций были в «Эрмитаже» и рассказывали, что испытали совсем другие чувства от просмотра экспозиции и под иным углом взглянули на некоторые работы. А это одна из самых важных целей, которые я ставлю перед собой.
 
Как думаете, в эпоху всеобщей цифровизации в чем заключается ценность эксперта?
Эксперт – это прежде всего личность. Люди приходят за знаниями, но хотят их получить от конкретного человека. Им нравится подача, темперамент, голос и манера спикера. Кроме того, они заряжаются энергией того или иного человека. Одна и та же информация от разных лекторов будет восприниматься по-разному: факты и детали от харизматичного и яркого эксперта будут усваиваться лучше, чем самая интересная история, рассказанная без интереса и искры. Именно поэтому так много подписчиков у создательницы канала об искусстве Art.likbez Анастасии Сосновской или так много зрителей у Ирины Кулик. 
 
Сейчас популяризация искусства и его истории занимает существенную нишу в образовательной сфере. Насколько важно зрителю 2021-22 года готовиться к общению с искусством?
Готовиться к познанию и общению с искусством важно и нужно. Нужно знать контекст, в котором находился автор, когда создавал то или иное произведение. Кроме того, нужно быть открытым и готовым к самым неожиданным проявлениям искусства. Это могут быть как академическая живопись с ее монументальностью пейзажей или интимностью портретов, так и самые неожиданные находки современных художников: от лазерного шоу до странного актинизма в духе Марины Абрамович. Как я всегда говорю: «Нужно быть готовыми к тому, к чему невозможно подготовиться». Это парадоксально, но это факт. А для того, чтобы быть во всеоружии, важно развивать банальную насмотренность и погрузиться в контекст.
 
Как можно объяснить ценность искусства человеку, который был в музее один раз?
В 2021 году я никогда не поверю, что кто-то ни разу не был в музее. А вот то, что ему не понравилось – вполне похоже на правду. И тут опять в игру вступает наш школьный бэкграунд. Соприкасаться с искусством можно и нужно, через него мы познаем самих себя, копаемся внутри наших голов и сердец, открывая свой мир с самой необычной точки зрения. Не бойтесь изучать искусство, художников, их жизнь и творчество – не закрывайте себя от этой информации, и это изменит вашу жизнь.

Ваш личный ТОП спикеров в направлении искусства
В первую очередь я рекомендую свои лекции… но если серьезно, то: 
1. Канал и сайт «Арзамас» - очень просто и понятно рассказывают об искусстве.
2. Art.likbez Анастасии Сосновской – совершенно невероятный лектор. Харизма, подача – все на уровне.
3. Ирина Кулик – лекции по искусству музея современного искусства Garage – это для более продвинутых и уже погруженных в контекст слушателей. Но оторваться просто невозможно.
 
 
Ваш личный must-see музеев
1. Пушкинский музей. Экспозиция живописи XIX века
2. Самарский художественный музей и его коллекция русского авангарда
3. Казанский кремль. Обязательно посмотрите экспозицию «Искусство ковроткачества: эволюция смыслов»



 
11 января 2022
Читайте также:
Наверх