В Самарском академическом театре оперы и балета им. Шостаковича состоялась российская премьера «Вечера французского балета» в исторической реконструкции. Зрителям показали настоящий раритет – балеты «Праздничный вечер» и «Два голубя», бережно восстановленные заслуженным артистом России, художественным руководителем балета Шостакович Опера Балет Юрием Бурлакой.
В первом отделении представили одноактный балет «Праздничный вечер» на основе музыки из балета «Ручей» Лео Делиба. Бессюжетный спектакль был создан французским хореографом Лео Стаатсом для русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которая в 1924 году начала танцевать в парижской Опере. Громкой премьеры не было. Изначально задуманный как небольшой дивертисмент «Праздничный вечер» в день премьеры оттенял шедшую в один вечер с ним оперу, однако зрители приняли балет с восторгом. Динамичный, зрелищный, с большим количеством артистов на сцене. В первые три сезона он был показан 50 раз и в дальнейшем имел успех. Несмотря на это во второй половине 20 века оказался позабыт вплоть до сегодняшнего дня, пока Юрий Бурлака не решил поставить его в Самарском академическом театре оперы и балета, выступив в роли и балетмейстера-постановщика, и художника по свету. Музыкальный руководитель, главный дирижер, дирижер «Праздничного вечера» – Евгений Хохлов.
Юрий Бурлака,
заслуженный артист России, художественный руководитель балета Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича
«Постановки французского балета – важная страница в истории русского балета. Французские балетмейстеры управляли русскими театрами на протяжении всего 19 века. В веке 20-м русские балетмейстеры руководили Парижской оперой. Мы решили вспомнить два французских балета. Один («Два голубя») относится к концу 19 века, другой («Праздничный вечер») – к 20-м годам 20 века. Франция сохранила очень мало своих исторических спектаклей. Так получилось, что в основном все их сохранила Россия.
Я сам когда-то мечтал станцевать эти балеты, но в то время они шли исключительно в Париже. Воплотилась мечта в жизнь в виде постановки с самарскими артистами. Балеты контрастные, они не похожи друг на друга».
Балет «Два голубя», который составил программу второго отделения, можно сказать, – редчайший пример французского балета 19 века, сохранившегося в сценической практике до нашего времени. Либретто написано по басне Жана де Лафонтена на музыку Андре Мессаже в хореографии Луи Меранта. Сюжет рассказывает о юноше Пепио из знатной семьи и его невесте Гурули. Его главный герой, увлекшись цыганкой, отправляется на поиск приключений вместе с табором. Как и всякая басня, «Два голубя» заканчивается моралью: порой мы забываем ценность того, что находится прямо перед нами.
Уникальный для российской сцены, для зрительского опыта «Вечер французского балета» интересен еще и тем, что предоставляет возможность увидеть историческую хореографию, с которой артисты балета САТОБ технически справились блестяще. Дирижер-постановщик – Алишер Бабаев. Энтони Остин, исполнитель партий Пепио («Два голубя») и солист («Праздничный вечер»): «Очень рад работать с Юрием Петровичем, все первые шаги в этом театре я делал под его руководством. В новом балете требуется точно воспроизвести историческую хореографию. Работа интересная, сложная и увлекательная».
Ксения Овчинникова, заслуженная артистка России, заслуженная артистка Самарской области, исполнительница партии Балерины: «Балет «Праздничный вечер» — это бессюжетный спектакль, как отрывок из жизни. Здесь не надо играть, надо только слушать музыку и танцевать, танцевать, танцевать! Я себе представляю образ бала во дворце. Это не просто классический спектакль, его стилистика отличается от хореографии русского балета».