К 125-летию премьеры пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» на сцене МХТ в постановке Владимира Немировича-Данченко и Константина Станиславского и 120-летию со дня смерти писателя мы спросили режиссеров самарских театров об актуальности произведений Чехова и о том, почему «Дядя Ваня» и другие его пьесы до сих пор интересны режиссерам лучших театров мира.
Чем бы вы объяснили популярность пьес Чехова
во всем театральном мире на протяжении более 100 лет?
Денис Бокурадзе
художественный руководитель государственного драматического
театра «Грань»
«Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно просто открыть любое произведение Антона Павловича, прочесть и понять, что пройдут еще века, а Чехов будет по-прежнему свежим, цепляющим за душу. Только надо помнить, что Чехов - это далеко не те только комедии, которые мы читали в школе. Тут все трагичнее.
Его пьесы написаны так, что каждый режиссер, ставя спектакль по Чехову, может создавать совершенно неповторимое творение. Пьеса будет одна, тексты одинаковые, но раскрываться они могут абсолютно уникально.
Для меня как режиссера важно, что через чеховские произведения можно бесконечно исследовать человеческую натуру, вскрывать сложные эмоциональные состояния персонажей, задавать вопросы, которые заставляют задуматься над жизненными ценностями, сопереживать героям и видеть отражение собственных чувств. Чехов - это наш Шекспир, он такое же мировое достояние, которым надо гордиться и ни в коем случае не убирать на полку пылиться. Мы еще не разгадали все смыслы!»
ФОТО: mxat.ru
Сергей Морозов
заместитель директора Самарского академического театра драмы им. М. Горького по координации и реализации творческих проектов
«Чехов давно стал фигурой мировой культуры. Его пьесы - поле поиска и творчества для театров всего мира. Причина - в исследовании автором не определенной исторической эпохи или социальной группы, а души человека, независимо от национальности. Чувства героев Чехова откликаются в каждом из нас, меняя акценты и звучания в определенной стране и эпохе. Стилистическая особенность Чехова-драматурга в том, что для постановочной группы театра он предоставляет пространство – «воздух» - для дофантазировования, доисследования. При жесткой общей конструкции действия скупые ремарки и лаконичные диалоги позволяют наполнять этот «воздух» содержанием, отвечающим замыслу режиссера».
Денис Хуснияров
художественный руководитель Самарского театра юного зрителя «СамАрт»
«Все очень просто. Чеховский язык - тихий, емкий и точный. Местами даже скупой. В нем нет «литературы». Он ничего не разжевывает и не подсказывает. Он как бы подглядывает за жизнью в замочную скважину. Не сочиняет крутых сюжетных поворотов, не пытается удивить. Он просто записывает жизнь.
И, конечно, для режиссера самое сложное и в то же время страшно интересное – через эту, казалось бы, легкость и простоту добираться до глубины чеховских подтекстов».
Что для вас интересно в пьесе «Дядя Ваня»?
В чем ее актуальность сегодня?
Денис Хуснияров
художественный руководитель
Самарского театра юного зрителя
«СамАрт»
«В пьесе «Дядя Ваня» интересно все. Как, впрочем, и во всех пьесах Чехова. В них нужно разбираться, искать причинно-следственные связи, логику поступков персонажей, разбираться в их мечтах, чувствах и даже в том, что они предпочитают на завтрак. И это очень интересно!»
ФОТО: mxat.ru
Сергей Морозов
заместитель директора Самарского академического театра драмы им. М. Горького по координации и реализации творческих проектов
«Дядя Ваня» - пьеса-размышление о пути человека, о выборе, перед которым рано или поздно встает каждый. Как выбрать между «я» и «мы»? Между своим призванием и служением другим? И возможен ли этот выбор без страданий и потерь?»
Денис Бокурадзе
художественный руководитель государственного драматического театра «Грань»
«Дяди Вани» живут и сегодня. Их много, и они среди нас! Интеллигенты из глубинки, которые, увы, остаются нереализованными. Вся эта пьеса - посвящение «маленькому человеку», чья повседневная жизнь кажется совсем бессмысленной. Честно говоря, читая некоторые произведения Чехова, в том числе «Дядю Ваню», можно впасть в отчаяние и погрузиться в далеко не радостные мысли. Хотя Антон Павлович все же оставляет нам надежду на лучшее, только надо действовать, двигаться навстречу своему счастью! И эта жизненная формула живет в веках».
Ваше любимое чеховское произведение и почему?
Сергей Морозов
заместитель директора Самарского академического театра драмы
им. М. Горького по координации и реализации творческих проектов
«Все-таки «Чайка». Каждая сцена пьесы наполнена поэзией (светлой и горькой) и постановкой все тех же, о чем я говорил выше, мучительных вопросов человека и художника к самому себе. А для того чтобы ответить на вопрос, в чем актуальность той или иной пьесы и уж тем более пьесы Чехова, нужно взять ее в работу, потрудиться над ней вместе с артистами на протяжении 5-6 месяцев, и, может быть, тогда удастся сформулировать ответ на этот вопрос».
ФОТО: auction.ru
Денис Бокурадзе
художественный руководитель государственного драматического театра «Грань»
«Каждая пьеса Антона Павловича - это значимое произведение как для литературного, так и для театрального мира. В 2023 году в театре «Грань» мы поставили спектакль «Три сестры», и именно эту пьесу Чехова я назову своей любимой. Может быть, вы изучали ее в школе, и она показалась скучной, но это только при поверхностном знакомстве. Судьба семьи Прозоровых - чувства, стремления, мечты и разочарования, бесконечное стремление к счастью - все то, что не может не увлекать. И, конечно, это произведение не имеет исторических границ. В нашем театре мы делаем классику не современной, а вне времени. Человеческая сущность остается неизменной: зависть, ревность, измены. Не хочется проводить прямую параллель с нынешним днем, потому что это будет и сегодня, и завтра. И еще через 100 лет, и через 200, и через 300».
Денис Хуснияров
художественный руководитель Самарского театра юного зрителя «СамАрт»