Денис Власенко: «Дирижер - проводник смыслов»

Хороший дирижер управляет оркестром, талантливый - всем залом, гениальный - временем и пространством, глубоко проникая в сложносочиненную духовную конструкцию каждого человека, вне зависимости где и когда он услышал его музыку. Денис Власенко - художественный руководитель и главный дирижер оркестра Самарской Филармонии, несмотря на свой молодой возраст обладает весьма широкой творческой и ментальной палитрой. Его стиль работы завораживает, а музыка трогает сердца. Перед началом концертного сезона мы познакомились с маэстро и расспросили о рабочих планах.


 
Денис Георгиевич, вы родились в семье музыкантов: ваш выбор – это дань семейной традиции или зов души?
Скорее,  первое, но после того как я погрузился в музыкальное дело, понял, что это мое призвание, без которого уже не могу представить свою жизнь.
 
Давайте немного пофилософствуем вот на какую тему: что первичней – гены и талант или дисциплина и упорство?
Полагаю, что главное – это генетическая траектория тяготения к музыкальному самовыражению и наличие таланта. Без этого добиться высокого уровня мастерства, делая ставку только на упорство и дисциплину, – невозможно. Хотя последнее, безусловно, важно, ведь талант без дисциплины погибает. Если у человека от природы нет предрасположенности к какому- либо роду деятельности — очень сложно культивировать это искусственно.
 
Чтобы понять и передать музыку, ей нужно соответствовать?
Дирижер – это проводник смыслов. Ему нужно стараться «распаковывать» то, что запланировал донести в своем произведении композитор. Если мы будем говорить про слушателя, то все- таки он должен быть подготовленным, чтобы понимать услышанное, ведь классическая музыка – это элитарное искусство: его нельзя упрощать, чтобы сделать более общедоступным. Это сложная материя, и для ее постижения требуется непрерывная духовная и интеллектуальная работа, чтобы стать полноценным участником этой духовной и творческой «мистерии». Через это в том числе растут обе стороны – исполняющая и принимающая. Мировые шедевры, написанные величайшими композиторами всех эпох, требуют гораздо больших интеллектуальных и энергетических ресурсов, чтобы осмыслить и «переварить», чем просмотр очередного блокбастера в кинотеатре. Но важно отметить следующее: гениальность классических произведений заключается еще и в том, что они могут произвести на человека неизгладимое впечатление, которое вовлекает в дальнейшее более глубокое изучение.
 
Вы выступали вместе с Анной Нетребко, Ильдаром Абдразаковым, Денисом Мацуевым, Джозефом Каллея и многими другими знаменитыми исполнителями. Каково это взаимодействовать с такими масштабными личностями? Есть ли какие-то интересные истории, которыми вы можете поделиться?
Встреча с любым ярким, неординарным человеком всегда очень наполняет и производит незабываемое впечатление, которое бывает как положительным, так и отрицательным, но всегда ярким. Например, если бы мы знали в жизни Бетховена или Вагнера, то скорее всего разочаровались, ведь они обладали весьма скверными характерами, но оставили великий след в мировой культурной жизни. Если говорить про тех, кого вы перечислили, – это выдающиеся музыканты и потрясающие 
артисты, которые абсолютно заслуженно имеют то место на музыкальном Олимпе, которое они занимают. Работа с ними доставляет огромное удовольствие, дарит важнейший опыт и необходимый профессиональный рост. Одно из главных качеств артиста – заполнять собой все пространство, где бы он не появлялся. Это то, что называется  харизмой. Этими свойствами в большой мере обладает талантливейшая оперная дива Анна Нетребко. Когда она находится на сцене, появляется ощущение, что кроме нее там больше никого нет.
 
Что дает музыка человеку?  А что – государству?
Государство – это структура, в которой музыка должна занимать определенную нишу. В хороших, грамотных и прогрессивных государствах классическая музыка является некой «витриной» социокультурного и духовного  уровня. Если говорить о важности музыки для человека – ответ очевиден: как правило, все в ней нуждаются.
 
Вы выступали в лучших театрах мира: Большой театр, Королевский театр Реал в Мадриде, Большой театр Лисео в Барселоне и многие другие. Какой особенно вас впечатлил и где комфортнее всего выступать?
Поправлю: я выступал не во всех театрах, но в некоторых – имел честь. Нельзя сказать, что какой-то театр лучше или хуже остальных. Есть просто более исторически богатые, скажем, La Scala в Милане,  где выступали все мировые оперные звезды, которые также давали концерты и в неаполитанском Teatro di San Carlo или Massimo в Палермо – эти театры не менее легендарны.


 
Как понять, что хотел сказать композитор и актуален ли будет этот месседж в современных реалиях или есть смысл адаптировать?
Я считаю, что все музыкальные шедевры, которые исполняются на мировых сценах уже много  лет, не нуждаются в доказательстве того, что они великолепны. Если кому-то не понравится Чайковский, то это проблема человека, которому он не понравился, но не Чайковского. Симфония Рахманинова, концерт Шопена, оперы Верди – это просто шедевры, которые нужно не испортить.
 
Вы являетесь главным дирижером Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте, а также художественным руководителем и главным дирижером оркестра Самарской филармонии: как вам удается совмещать и справляться с такой колоссальной ответственностью?
Это трудно, но любовь к искусству помогает справляться, а грамотное планирование сезона существенно все упрощает.
 
Расскажите про репертуар на грядущий сезон. Быть может, ожидать каких-то перформансов или творческих тандемов?
У нас в этом сезоне огромное количество артистов категории «А»: Хибла Герзмава, Денис Мацуев, Ильдар Абдразаков, Вадим Репин, Борис Березовский, Константин Емельянов и многие другие. Будем рады видеть всех на наших концертах.
 
Планируете ли вы работу с юными дарованиями? Какие-либо мастер-классы, фестивали, открытые уроки?
Я всегда с ними соприкасался. У нас было несколько концертов на Тавриде – это масштабный арт- кластер, где каждое лето проходят открытые мастер-классы по всем специальностям.  Также я дирижировал множеством концертов с участием юных дарований – с лауреатами разных молодежных конкурсов. Крайне приятно видеть их профессиональный рост.

Ваш любимый композитор?
Тот, которого исполняю в данный момент.

С кем бы из композиторов вам хотелось бы встретиться и о чем бы вы его спросили?  
Я бы с огромным интересом и удовольствием пообщался с Вагнером. Хотелось бы поинтересоваться, как у него в голове создаются эти фантастические формы и гениальные мелодии. Вагнер был крайне противоречивой и многогранной личностью.

Есть ли разница в работе с известным артистом и начинающим? Как-то это ощущается?
Творческий потенциал и ресурс артиста неизвестен до  момента, пока тот не начинает играть. С первых секунд становится понятно, что перед вами большой артист и музыкант, даже если его не зовут Пласидо Доминго. В тот же миг стираются все грани. Предрассудкам нет места в творчестве.

Что отличает великого исполнителя от посредственности? Каковы критерии?
В искусстве все очень субъективно. Это же не спорт – здесь нельзя поставить какие-то границы, градации и установить точные критерии. Например, у вокалиста может быть масса недостатков, начиная с внешности и заканчивая вокальный техникой, но при этом у него настолько красивый голос и сильнейшая харизма, что он очаровывает и остается в памяти надолго. Главное в искусстве – быть непохожим ни на кого, обладать  своим стилем и почерком. 

14 сентября 2023
Читайте также:
Наверх