Архитектура Самары – явление особое. В историческом центре отразились различные архитектурные стили: русский стиль, эклектика, модерн, неоклассицизм. И у каждого город будет ассоциироваться со своим знаковым зданием. Облик центра Самары во многом предопределил Александр Александрович Щербачев, главный архитектор Самары с 1889 по 1912 год. Благодаря ему появились «дом с атлантами», особняк Клодта, здание Самарской биржи, дом Наумова – более тридцати разнообразных зданий, настоящих шедевров дореволюционной архитектуры. Так что, узнавая историю очередного поразившего формой и красотой старого особняка, с удивлением обнаруживаешь: «Как, и это тоже Щербачев?»
В этом году город отмечает 165-летие Александра Александровича Щербачева. В Музее Модерна с успехом прошла масштабная выставка «Строитель Самары», посвященная жизни и работе архитектора. Потомки Щербачева впервые обнародовали фотографии из семейного архива, которые был показаны посетителям выставки. Ольга Михайловна Щербачева, супруга внука Александра Александровича, поделилась семейной историей и с нами. В нашем материале – некоторые биографические факты, известные работы архитектора и уникальные фотографии из семейного архива.
Будущий главный архитектор
Будущий главный архитектор Самары, навсегда изменивший и заново создавший облик центральной части города, родился в Москве, в купеческой семье
2 марта /по новому стилю/ 1858 года. Его отец, Александр Петрович, был купцом 3 гильдии, потомственным почетным гражданином, вел торговлю чаем и мехами, владел бумажно-крутильной фабрикой на Пресне. Состоял на службе в Российско-Американской компании и в год рождения сына Александра стал ее управляющим. Об особом положении Александра Петровича Щербачева среди купечества Москвы свидетельствует и тот факт, что он выполнял заказы Главного управления по заготовке и отправке различных товаров в колонии, а также Аянский порт Российско-Американской компании на Охотском побережье.
Юность
В 15-летнем возрасте Александр Щербачев поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учебу ведет прилежно, выделяется талантом и рвением проявить себя участием в различных конкурсных проектах, за многие из которых получил высокие награды.
В 1880 году Щербачев поступает в Петербургскую академию художеств на архитектурное отделение. Окончив академический курс в 1884 году, принимает участие в конкурсе на золотую медаль. Его проект великокняжеского дворца в столице был оценен серебряной медалью. За этот проект Щербачев был удостоен «звания классного художника второй степени с правом на чин 12 класс и с представлением производства постройки».
К моменту окончания учебы имя Щербачева-архитектора уже было известно в Москве, позже уже и за ее пределами. Так, о нем как о человеке ответственном и вдумчивом узнал Эрнест Иванович Жибер, именитый архитектор из Санкт-Петербурга, и порекомендовал его городскому голове Самары Петру Алабину. Тот в 1889 году приглашает молодого специалиста в Самару занять должность архитектора. В обязанности Александра Александровича входили составление проектов и смет различных построек, выдача разрешений на строительство, осуществление контроля над соблюдением строительного права.
Щербачев увидел Самару
Щербачев увидел Самару в пик ее дореволюционной застройки. Так, только за один сезон в городе могло возводиться несколько сот зданий!
Застал архитектор и местный долгострой – Воскресенский кафедральный собор на Соборной площади /ныне – площадь Куйбышева/, и сразу же начал принимать активное участие в завершении строительства, которое велось аж с 1869 года! Архитектором проекта был Эрнест Иванович Жибер, но в ходе работ Щербачев внес несколько изменений: провел перерасчет конструкции барабана главного купола; разработал проект иконостаса для нижнего храма с престолом во имя Алексия Митрополита и трех изразцовых иконостасов для верхнего храма; по его эскизам были сделаны все двери кафедрального собора.
Первый архитектурный проект
Первым архитектурным проектом в Самаре стала часовня митрополита Алексия на берегу Волги /ул. М. Горького/, возведенная в честь 900-летия Крещения Руси.
После революции часовню разобрали и воссоздали вновь на прежнем месте в 1998 году. Среди других построенных позже проектов для духовенства – церковь во имя святых Софии, Веры, Надежды и Любови /ул. Чапаевская, 136/, часть комплекса Никольского мужского монастыря, от которого до наших дней сохранилась лишь въездная арка /ул. Осипенко/.
Тщательный надзор
Александр Щербачев вел тщательный надзор за ходом выполнения работ на каждом объекте, на строительство которого подписал разрешение. Поэтому на должности городского архитектора, на которой он пробыл 10 лет, личных проектов было реализовано не так много, как позволял потенциал автора. Оставив должность, Александр Александрович сконцентрировался на работе собственного архитектурного бюро, располагавшегося по адресу: Казанская, 29 /ныне А. Толстого/.
Крупные заказчики
Среди крупных заказчиков Щербачева – династия предпринимателей Челышевых. Для них были построены два известных каждому самарцу трехэтажных доходных дома в «русском стиле» на улицах Фрунзе и Красноармейской, баня, церковь и особняк.
Всего за время, проведенное в Самаре с 1989 по 1912 год, Александр Александрович Щербачев спроектировал более 30 зданий, в строительстве более сотни принял непосредственное участие. Среди наиболее значимых и узнаваемых работ – особняк А. Наумова, часовня Святителя Алексия, здание Самарской Биржи и Государственного банка, дом Челышева,
особняк Клодта, особняк Шихобалова, особняк купца Сурошникова, дача Гринберга, дача Соколова, особняк доктора Эрна, дом Маштакова, храм Пресвятого сердца Иисуса /польский костел/ строился тоже под руководством Щербачева.
Семья архитектора
В Самаре архитектор встретил и свою любовь. Вскоре после приезда он знакомится с младшей дочерью Петра Алабина – Александрой, а в 1890 году у них рожается сын Петр, названный в честь деда и продолживший дело отца, построивший и реконструировавший более 80 зданий уже в советское время. Среди них – здание ОДО, Дом сельского хозяйства, здание Управления железной дороги и др.
Александр Щербачев умер 22 апреля 1912 года. Похоронен на кладбище женского Иверского монастыря. Род архитектора в ставшей для него родной Самаре продолжается и по сей день.
Ирина Свиридова
Искусствовед, заведующая
Музеем Модерна
Ольга Михайловна Щербачева вместе с Виталием Александровичем Самогоровым стали инициаторами выставки, посвященной 165-летию архитектора А. А. Щербачева. Мы как музей, который занимается историей архитектуры и искусства рубежа 19-20 веков, эту идею поддержали. Для нас имя А. Щербачева - одно из самых важных при разговоре о Самаре конца 19 века.
Нам было важно раскрыть личность этого замечательного архитектора с разных сторон, и нашу выставку отличает от других именно большой разговор о семье, который мы смогли завести благодаря большому архиву, который хранится в семье. Мы благодарны Ольге Михайловне за возможность впервые показать семейные фотографии и личную печать Александра Александровича именно у нас.
Мне кажется, Александр Щербачев велик не потому, что по его проектам построено около 100 зданий, а потому, что, оставаясь человеком - семьянином, другом, коллегой /что мы можем видеть по фотографиям из семейного архива/, он создал облик нашего города. Именно в этом состоит гениальность Александра Александровича.