«Всё начинается с точки» Василий Кандинский, художник
Молодые и горячие архитекторы решили отринуть изжившие себя традиции и взялись за поиск пространственных решений и форм. В XX веке Россия за короткий период оказалась на передовой нового течения в архитектуре, наши специалисты стали лидерами, а позже легендами. GL разобрался, какое влияние оказал и продолжает оказывать русский авангард на архитектуру и искусство.
Зеркало жизни
Бурная индустриализация начала XX века захлестнула весь мир. Облик городов, а с ним и человека, стремительно менялся. Формировалась парадигма социально-культурного развития, полностью альтернативная старой. Это привело к появлению новых веяний во всех аспектах человеческой жизни. Ответом на такой вызов стало появление фигур Малевича и Татлина. Они вывели основные принципы авангардистского искусства, которые стали причинами разделения его на конструктивизм и рационализм.
Если авангардная живопись, скульптура или поэзия — это локомотив, который сам кладёт себе рельсы и сам по ним несётся, то архитектура – зеркало, отражающее запросы общества. Деятели-новаторы той поры — Кузнецов, Лолейт, Шухов, пытались дать обществу нечто большее. В своём творчестве они искали иной подход к проектированию зданий, используя идеи синтеза искусств, пытались приспособить архитектуру к новым технологиям строительства и материалам.
Первым произведением русского архитектурного авангарда считается башня радиостанции имени Коминтерна. Её возводили в 1920-1922 годах по проекту Владимира Шухова. Конструкция – квинтэссенция новой эстетики, полностью лишённая оформления. Башня стала манифестом зарождающегося архитектурного языка. Позже именно она стала главным рупором теле- и радиовещания страны и запомнилась зрителям заставкой программы «Голубой огонёк на Шаболовке».
Башня радиостанции имени Коминтерна
Главными идеологами новой архитектуры стали Моисей Гинзбург, братья Веснины, Илья Голосов и Константин Мельников. Они сформулировали принципы авангардных проектов своего времени:
Функциональность – главное в здании, то, для чего оно служит человеку или обществу.
Правдивость формы – внешний вид диктуется изнутри.
Правдивость материалов – технологии и строительные материалы не скрываются и не декорируются специально.
Главные черты авангардной архитектуры:
1. Строгость линий и форм
2. Логичность внешнего выражения
3. Знаковые персоны
Хавско-Шаболовский Павильон «Махорка» Клуб имени Русакова
жилмассив
Первыми, кто начал себя чётко позиционировать как авангардисты, стали члены бригады АСНОВА /Ассоциация новых архитекторов/. Их деятельность была в большей степени исследовательской и даже теоретической, а единственным проектом, реализованным на практике, стал Хавско-Шаболовский жилмассив в Москве. При этом большинство их теоретических работ до сих пор используется в учебных материалах архитектурных факультетов. Ещё одно объединение носило название ОСА /Объединение современных архитекторов/. Возглавили его братья Веснины и Моисей Гинзбург. Главным для них было изучение функции пространства, его устройство и социальная значимость объекта.
Это был прорыв. С 1920 по 1930 год по всей стране появлялись различные фабрики-кухни, дома-коммуны, школьные комбинаты, бани-бассейны и даже целые поселки. Члены ОСА начали издавать собственный журнал под названием «Современная архитектура». Во многом благодаря печатному изданию между конструктивистским направлением и авангардом как стилем начали ставить знак равенства, но были и те, кто держался от разных обществ подальше.
Бахметьевский гараж Здание Наркомзема
Так, Константин Мельников, начав со знаменитого павильона «Махорка», продолжает эксперименты зданием Ново-Сухаревского рынка и павильоном СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Знаковыми работами становятся Клуб имени Русакова — первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу, Бахметьевский гараж – в нём сейчас расположился Еврейский музей и центр толерантности.
В этом же ряду авангардистов, стоящих особняком, выделяются Илья Голосов и Алексей Щусев – авторы Дома культуры имени С. М. Зуева и здания Наркомзема соответственно.
Дом культуры имени С. М. Зуева
Закат и отголоски
Просуществовав всего чуть больше 10 лет, русский архитектурный авангард начал задавать мировые тренды ещё «при жизни». Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье – пионер архитектурного модернизма и функционализма, восхищался невероятной творческой атмосферой, царившей в России в
20-х. В 1928 году по проекту Корбюзье возводится здание Центросоюза. Сооружение в центре Москвы известно ленточным остеклением и полным отсутствием лестниц внутри. Но уже в начале 30-х годов проекты архитекторов-авангардистов перестают побеждать в конкурсах, а потом вовсе пропадают со всех радаров.
Появившись как реакция на запрос изменений в социально-культурной жизни, архитектурный авангард исчез так же резко. Один росчерк пера, постановление правительства и курс на освоение наследия полностью снесли авангард из жизни страны. Эхо необычного архитектурного стиля отзовётся лишь спустя 30 лет и будет только усиливать влияние и вдохновлять новых авторов.
Новое время
Модернизм 60-х и 70-х годов – яркий пример влияния авангарда начала ХХ века. Задача переосмыслить идеи авангардистов досталась выпускникам архитектурных вузов 30-х. В 1963 году в Москве начинает строиться здание Центрального экономико-математического института РАН по проекту архитектора Леонида Павлова. Выпускник ВХУТЕМАСа, он учился у лучших представителей русского авангарда.
Здание Центрального экономико- Микрорайон «Северное Чертаново»
математического института РАН
Величественное здание в виде двух наложенных друг на друга и поставленных на ребра квадратных пластин. В одной части должны были располагаться кабинеты ученых, а во второй — компьютеры. Идеальные пропорции, стекло и металл – всё, о чём мечтали авангардисты, выросло прямо на Нахимовском проспекте в Москве, и это было только начало.
Московский дворец пионеров Здание Телевизионная башня в Останкино
Вычислительного
центра Госплана СССР
Идеи авангарда всё больше занимали умы архитекторов. Модернизм – прямой преемник русского конструктивизма, стал основным направлением работ архитекторов. Главными образцами советского модернизма можно считать следующие постройки:
Московский дворец пионеров, Телевизионная башня в Останкино, микрорайон «Северное Чертаново», здание Вычислительного центра Госплана СССР.
Елизавета Лихачева
директор Государственного Музея Архитектуры им. А.В. Щусева:
«Мир, в котором мы живём, создан в 20-е годы XX века. Всё, что теоретизировали и строили тогда, в том числе создатели русского архитектурного авангарда, – это принципы, по которым строятся наши города сейчас. Те, кто отрицает авангардные принципы, просто подчёркивает их незыблемость. Можно смело сказать, что правила авангарда есть и с ними либо работают, либо пытаются опротестовать. Самое главное, что дала нам эпоха авангарда, – это влияние на современность. 100 лет назад были сформулированы новые принципы архитектурно-эстетичского образования, появился ВХУТЕМАС и БАУХАУС. Старые принципы перестали работать в новых условиях, и то, как сейчас строится система обучения, – это именно влияние авангарда. Согласно им, существует современная архитектурная образовательная практика».
Наши дни
Интерес к авангарду в современном мире возник по тем же причинам, что и 100 лет назад. Жителям городов XXI века нужны простые формы, лаконичные фасады, которые не теряют своей индивидуальности. На первый план, как и раньше, вышел интерес к функции здания и задачам интерьеров/экстерьеров.
Отель «Ванцзин SOHO»
Питаясь идеями произведений авангарда, мастера XXI века создают новый вид архитектуры, со свежим философским языком. Архитектор через свои здания ведёт диалог с окружающим миром, вступает в оживлённую беседу с людьми, задавая сложные вопросы и формулируя честные ответы.
При ближайшем рассмотрении мост между современностью и авангардом 20-х проглядывается и в образе
отеля «Ванцзин SOHO», спроектированного Захой Хадид, в здании «Центра коммуникаций префектуры Яманаси» архитектора Кензо Танге, небоскреба Сигрем-билдинг в Нью-Йорке и в Dominion Tower – бизнес-центре на юго-востоке Москвы по проекту всё той же Захи Хадид.
Центр коммуникаций префектуры Яманаси
Утопические фантазии архитекторов начала ХХ века казались тогда просто невозможными.
Сейчас в обликах современных городов легко угадываются графические зарисовки Якова Черникова. Здания растут всё выше, формы становятся всё необычнее, сохраняя строгую геометрию и лаконичные пространственные решения. В новых небоскрёбах чувствуется влияние архитекторов /супрематических архитектурных моделей/, Малевича и нереализованного проекта «Дома промышленности» Ивана Леонидова. Тенденция на переосмысление авангардной мысли даёт уверенность, что современная архитектура имеет прочные корни и основу для поиска новых идей, устремлённых в будущее.
Михаил Тимофеев
доктор философских наук, профессор кафедры философии Ивановского государственного университета:
«Последнее время авангард перешёл в раздел своеобразного наследия, хотя изначально он прорывал себе дорогу путём разрушения старого. Сейчас мы дорожим авангардом, охраняем его. Я как представитель регионального взгляда на ситуацию столкнулся с тем, что городское сообщество не замечает объекты культурного наследия авангардной эпохи. Думаю, что наследие авангарда для малых городов является очень важным, в отличие от городов-миллионников. Архитектурный авангард может стать лицом города, нужно повернуть наследие лицом к жителям и показать ту ценность, которая не является преходящей».