Ким Брейтбург: «Музыкальный театр должен преображать людей»

В Самарской области прошел фестиваль «Музыкальное сердце театра» давая ее жителям возможность увидеть лучшие российские музыкальные спектакли страны. Нам, в свою очередь, выпал уникальный шанс пообщаться с Кимом Александровичем Брейтбургом – продюсером, композитором, автором мюзиклов, множества известных песен, музыки для кино и телевидения, заслуженным деятелем искусств РФ. Кто как не он знает о музыкальном театре все! 





Ким Александрович, давайте поговорим немного о музыке в театре. Изменились ли требования к звуковому оформлению спектаклей за годы вашего творчества? 
На самом деле далеко не в каждом театре звуковому и музыкальному сопровождению спектаклей отводят важное место. Конечно, наиболее передовые театры – как московские, так и региональные – уделяют ему большое внимание: используют гибридную систему воспроизведения, когда часть звуков зритель слышит непосредственно в исполнении оркестра, а часть – в виде специальных сэмплов или электронных треков, воспроизводящихся посредством многоканальной записи прямо во время спектакля. Получается своеобразный микс из «живого» звука и воспроизведенного в записи. Я и сам часто пользуюсь этим приемом. Некоторые мои спектакли идут под аккомпанемент оркестра, однако в них присутствуют и элементы электронной музыки. Для звуков, которые оркестр издать не может, к примеру, электронных ударных, порой использую специальные современные технические возможности, чтобы звучание оказалось максимально приближенным к сегодняшнему зрителю. 
 
Для меня то, как звучит спектакль, несомненно, имеет огромное значение, поскольку значительную часть жизни я посвятил студийной работе в качестве музыкального продюсера, записав множество альбомов с известными исполнителями и группами. Я привык к качественному звучанию. 
 
А что скажете о так называемых саундтреках? Многие партии из конкретных мюзиклов стали настолько известными, что  люди любят их, совсем ничего не зная о мюзиклах, частью которых они являются. Как это оценивать? 
Начну свой ответ с маленького экскурса в историю. Дело в том, что еще в 50-е годы прошлого века многие песни из мюзиклов регулярно исполнялись на радио: они звучали буквально отовсюду и, естественно, пользовались огромной популярностью, занимая самые высокие позиции в американских чартах. Яркий пример – песни «I Could Have Danced All Night» из мюзикла «Моя прекрасная леди» или «Hello, Dolly!» (одноименный мюзикл в это время шел на Бродвее, а песня была в топе). Тогда поп-песни и мюзиклы представляли собой зачастую единое целое и  относилось к сфере шоу-бизнеса. Сегодня ситуация иная. Создатели часто прибегают к противоположному приему – «монтируют» уже существующий хит внутрь своего спектакля, делая его частью мюзикла. 
Возникают и так называемые джук-боксы – это мюзиклы, состоящие из известных песен одного исполнителя или одного композитора. Вспомните хотя бы «Mamma Mia!» – мюзикл, созданный на основе уже известных во всем мире песен группы ABBA: композиции изначально были искусственно отобраны, а затем под получившийся ряд песен было написано либретто.
 
Я, например, использовал свою драматическую песню «Ненавижу», прекрасно исполненную в свое время Людмилой Гурченко и Борисом Моисеевым, в мюзикле «Ромео и Джульетта», ария главного героя «Художник» из мюзикла «Леонардо» вошла отдельным хитом в репертуар Валерия Леонтьева, а очень сложная в вокальном отношении песня «Дай мне руку», которую поют Александр Панайотов и Лариса Долина, стала финалом моего мюзикла «Джейн Эйр». И во всех этих случаях известные песни оказались отличными номерами для мюзиклов. 
 
Поэтому, конечно, если посетившие музыкальный спектакль люди выходят из зала, напевая мелодии из  того или иного мюзикла, – это бесспорная победа композитора, однако не его обязательная задача: главное, чтобы написанная музыка отражала жизнь и характер персонажей. И я уверен, что любому автору гораздо приятнее, когда люди имеют возможность слышать его спектакли полностью, ценить и любить их целиком. 


Я не без некоторого удовлетворения могу отметить, что мои спектакли – «Голубая камея», «Джейн Эйр», «Дубровский» и другие – написаны довольно давно, но идут до сих пор во многих городах России и имеют очень хорошие сборы. Значит, принцип, который был заложен в них при создании, работает верно, а мой девиз «Публика всегда права» актуален. И моя публика – это весь народ, населяющий нашу страну.
 
Создание музыкального спектакля – конечно, творческий процесс. И все-таки существует ли какой-то набор универсальных правил для создания успешного мюзикла? 
Моя жена – Валерия Брейтбург – еще и мой творческий партнер. В качестве музыкального руководителя и супервайзера она была задействована во всех постановках (а это порядка 40 спектаклей), которые мы осуществили в России и за ее пределами. Основываясь на нашем опыте, мы написали популярную среди любителей жанра книгу – «Мюзикл: искусство и коммерция». 
В ней я с точки зрения продюсера и композитора подробно описывал, что необходимо для того, чтобы мюзикл стал успешным, а его авторы нашли отклик у нашей публики. Так вот, по моему мнению, один из самых важных моментов в процессе создания спектакля – уважительное отношение к публике (я и сам всегда руководствовался именно им). Ни для кого не секрет, что сейчас есть деятели искусства, которые делят публику на продвинутую и непродвинутую. Как по мне, не должно быть никакого пренебрежения к зрителю! Я отношусь с равной степенью уважения к самым разным людям. Для меня неважно, какое социальное положение занимает человек, какой у него достаток и уровень интеллекта, потому что мюзикл как вид музыкального театра способен вызвать эмоциональный отклик абсолютно у любого зрителя. Для создания хорошего музыкального спектакля нужно прежде всего любить и понимать публику, для которой ты пишешь. 
 
Если людей искренне трогает то, что исполняется на сцене, если они сопереживают персонажам, задыхаются от слез или, наоборот, смеются как дети, одним словом, если они эмоционально включены в происходящее, то цель авторов достигнута.  
 
Есть творческие люди, которые считают, что публику надо воспитывать, подтягивать до своего уровня, учить. Вы согласны? 
Не согласен: учить кого бы то ни было – очень высокая моральная ответственность, мюзикл, музыкальный театр должен людей преображать. Я стремлюсь, чтобы мои мюзиклы стали для них, хотя бы на 2 часа, в каком-то смысле эмоциональной отдушиной, чтобы аудитория могла на время «выключиться» из бытовой рутины и попасть в совершенно другой мир: чаще всего – веселый, жизнерадостный, полный светлых идей и оптимизма, но порой и наполненный драматическими событиями, как, например, в одном из последних моих произведений – мюзикле «Рок», созданном по мотивам «Шагреневой кожи» Оноре де Бальзака. Люди во время хорошего спектакля становятся лучше, чище – они преображаются. 
 
В мюзиклах почти всегда есть позитивный посыл. Часто в них авторы раскрывают надежды и чаяния обычного человека, рассказывают о его жизни, его проблемах. Поэтому зритель может найти в них подтверждение собственных мыслей и духовную поддержку. Хороший мюзикл ставит актуальные вопросы и подсказывает всем нам верные ответы, перекликаясь с насущными проблемами современности. Он подкупает тем, что говорит сегодняшним языком с сегодняшними людьми. Может быть, поэтому музыкальный театр и набирает сейчас популярность.  
 
Жизнь не стоит на месте. И уже искусственный интеллект может создавать музыку. Как думаете, у него есть шансы сравниться с настоящим композитором, а то и превзойти его?
Если говорить о мюзиклах, то в них существует драматургия, и автору музыки нужно уметь отражать характер персонажей. Думаю, этого искусственный интеллект не может: не способен выстроить единую ткань огромного, к примеру двухчасового, произведения. Я знаю, что его сегодня применяют некоторые создатели поп-песен, но считаю, что это на данный момент потолок его возможностей. 



Максим Дунаевский и Ким Брейтбург 
 
Вы становились лауреатом премии «Музыкальное сердце театра» в двух номинациях – «Лучший композитор» и «Лучший продюсер». Какая дороже сердцу? 
Мне трудно ответить на этот вопрос, но, пожалуй, все-таки награду «Лучший продюсер» я ценю выше. Это может показаться странным, но на самом деле объясняется легко: как композитор я вполне реализован, у меня много песен, которые находятся в ротации до сих пор, звучат на множестве радиостанций.  В области музыки я сделал достаточно, в том числе благодаря своим песням, вывел на сцену много талантливых людей, которые и по сей день продолжают работать и радовать людей. А продюсирование – очень сложная деятельность. Для меня работа продюсера представляет собой большой комплекс, связанный в том числе с художественным творчеством. Продюсирование такого большого произведения, как мюзикл, вбирающий в себя и сценографию, и режиссуру, и хореографию, и музыку, и тексты, – интереснейшее и увлекательнейшее занятие. Нужно уметь общаться с людьми и добиваться того, чтобы они тебя слышали, понимали, прислушивались к твоему мнению, при этом самому оставаясь открытым для других мнений и способным каким-то образом их суммировать в окончательной версии постановки. При продюсировании своих постановок я участвую во всем, начиная от дизайна костюмов и сценографии и заканчивая световой партитурой, не говоря уже о более значительных деталях постановки. 
 
Музыка для меня – привычная и знакомая среда, в которой я хорошо ориентируюсь и четко понимаю, что делаю. Продюсирование же для меня – более сложный процесс, поэтому и награду за него я ценю несколько больше.  
 
Что касается самой национальной премии «Музыкальное сердце театра», я ее очень поддерживаю, считаю одной из немногих премий у нас в стране, которая расширяет возможности для общения людей с музыкальным театром. Это очень важно. И, естественно, я очень ценю то, что моя работа композитора и продюсера получила признание коллег-профессионалов. 







Предоставлено организаторами фестиваля «Музыкальное сердце театра»



 
28 ноября 2024
Наверх