Технологии будущего рядом с нами

За окном 2022 год, и роботы уже вовсю занимаются рутинными делами: сортируют посылки, собирают автомобили и даже водят такси и доставляют еду. Возможно, в ближайшем будущем мы увидим туристов в космосе, в каждом госпитале — 3D-биопринтер, а путешествия станут и вовсе виртуальными. Цифровая жизнь становится реальностью, и мы решили порассуждать, как технологии будущего позволят человеку выйти за рамки привычной жизни.



Цифровая личность
 
В 2020-21 году продажи нового устройства виртуальной реальности Oculus Quest обогнали суммарные продажи всех устройств Oculus за предыдущие шесть лет. Появляются и анонсируются все новые очки дополненной реальности, вот-вот появятся невероятно правдоподобные цифровые люди, сделанные на технологиях Unreal Engine 4. Даже специально сделанный трейлер знаменитой «Матрицы» местами невозможно отличить от реальности. 
 
Уже сейчас компании разрабатывают тестовые модели виртуального человека, чья мимика и строение лица не отличаются от живого представителя практически ничем. MetaHumans — технология создания цифровых людей, которую в этом году обещает выпустить компания Epic Games.
 
Конечно, создание образа человека в мельчайших деталях занимает недели, а то и месяцы: это трудоемкий и дорогостоящий процесс, но это определенно следующий шаг для создания своего цифрового аватара. Представьте, как могут выглядеть уже привычные нам голосовые помощники Алиса, Сири или Маруся. 
 
Дополненная и виртуальная реальность
 
Два разных, но в чем-то схожих понятия. Одно расширяет настоящую реальность, привнося в него фантастические элементы, другое полностью изменяет пространство, давая возможность погрузиться в совершенно иной мир.
 
Дополненная реальность может существенно облегчить жизнь и помочь ориентироваться в пространстве. Помочь водителю замечать и анализировать препятствия на дороге. Например, увидеть велосипедиста в условиях плохой видимости, подсвечивая его, дорожные знаки и преграды. Конечно, на данный момент эта функция используется в основном в развлекательных целях и рекламе, но ее применение в реальной жизни скорее всего неизбежно. 
 
Виртуальная же реальность полностью симулирует реальность. Технология используется уже несколько лет в качестве обучающих тренажеров для пилотов, игровых станций, решений для конференций, музеев и галерей.
 
Даже в продажах активно используется виртуальная реальность. Так, например, Leroy Merlin обучает своих менеджеров вести переговоры с клиентами, а также некоторые крупные рестораны используют эту технологию для обучения персонала. Кроме того, существуют реальные технологии в медицине, когда с помощью VR-технологий помогают реабилитироваться людям после спинальных травм или инсультов. 
 
Осязаемая виртуальная реальность. В дополнение к последнему сейчас ученые тестируют прототип устройства, цель которого – сделать прикосновение ощущаемым внутри виртуальной реальности. Для этого они используют гибкий материал, снабженный крошечными вибрирующими компонентами, которые можно прикрепить к коже. Система, известная как эпидермальная виртуальная реальность, может быть полезна и в других случаях, например, разнообразить общение людей на расстоянии, добавить новые ощущения в компьютерных играх и т.д. 
 
Беспилотники
 
Уже изобретенные технологии сейчас становятся все более доступными сферам обслуживания. Новые применения не заставляют себя ждать. Производитель Luminar стал миллиардной компанией, создав лидары для беспилотников, которые стоят в десятки раз дешевле, а видят лучше. В результате с компанией начали сотрудничать все топовые автопроизводители. Благодаря ей стало возможным ускорить разработки и приблизить массовое внедрение беспилотников, которые обещают быть безопаснее для человека.
 
Сейчас беспилотник – это не только управляемый на расстоянии квадрокоптер. Такси, доставка продуктов, автопилоты в личном транспорте и поезда без машиниста – всем этим сейчас уже можно воспользоваться. 
 
По некоторым данным, использование беспилотного автомобиля снизит на 90% количество аварий, т. к. автомобильный парк сократится примерно на 60%. А объем выхлопных газов уменьшится на 80%. К слову, в России лидером по производству беспилотных машин является компания Яндекс.
 
Следующий шаг – беспилотные грузовики. Они будут дешевле в эксплуатации, чем обычные большегрузы, будут двигаться более плавно и, следовательно, потреблять меньше топлива. Компьютеры никогда не устают и не нуждаются в комфортных перерывах, поэтому они смогут преодолевать более длинные маршруты. Отметим, что Mercedes и Peloton уже изучают эти возможности, и, если обещанные выгоды будут реальны, грузовые компании могут обновить весь автопарк в одночасье.
 
Цифровые активы
 
В 2021 году впервые в мире материальное произведение искусства /картина Бэнкси Morons/ превращено в цифровой актив — создан невзаимозаменяемый токен, а оригинальный материальный экземпляр произведения был уничтожен /сожжен/. Примечательно, что сама картина является авторской сатирой на аукцион картин, которые этого не заслуживают.
 
С того дня можно официально считать, что NFT прочно вошел в нашу жизнь, в частности в культурную.
 
NFT – это аббревиатура от английского «non-fungible token» – невзаимозаменяемый токен. До компьютерной эпохи собственность была только в реальном мире. С приходом компьютеров, а особенно интернета, появились цифровые активы. Например, доменное имя или электронный билет на концерт, а теперь и картины художников, кинокартины, песни и даже мемы или земля и недвижимость в виртуальном мире. Цифровые активы могут стоить очень много. 
 
Независимо от технических деталей NFT – это титул собственности на некоторый цифровой объект. Конечно, NFT сейчас часто называют мыльным пузырем, но возможно, что именно с него и начнется новая эра собственности. 
 
Все эти классы цифровых объектов уже торгуются на маркетплейсах NFT, экосистема производства и оборота NFT включает десятки проектов. Объемы этого рынка все еще относительно скромные, но его краткая история говорит о том, что интерес к NFT растет, хоть и вызывает множество споров внутри сообщества. 
 
Экзоскелеты 
 
Их производят для военной, медицинской и трудовой сфер. Возможности, конечно, впечатляют: поднимать грузы во много раз тяжелее самого человека, преодолевать сложный ландшафт. Экзоскелеты предназначены для восполнения утраченных функций человека, а также для увеличения силы мышц и расширения амплитуды движений.
 
К примеру, российская компания ExoAtlet сейчас работает над созданием медицинских экзоскелетов для реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нервной системы в нижней части тела. Только представьте, насколько быстро будет проходить восстановление после травм с таким подходом и использованием технологий.
 
Другой пример: как пишет издание РБК, российская компания Simbionix уже представила экзоскелет под названием «Компаньон». Он предназначен для восстановления двигательной активности людей с повреждениями спины. 
 
Выводы
 
Конечно, будущее не наступит в одночасье, однако не робкие шаги уже сделаны. Инженеры, изобретатели и IT-специалисты будут понемногу добавлять в нашу жизнь современные технологии, и мы уже не замечаем, как виртуальная реальность становится частью нашей жизни. Как, например, электротранспорт, высокоскоростной интернет, умный дом и другие уже привычные нам новинки. Кроме того, каждая технология — это новые отрасли и рабочие места. Количество людей, занятых в информационной и инновационной отрасли, то есть всех, кто зарабатывает умственной деятельностью, в мире стремительно растет, а это однозначно положительная тенденция.
 
Безусловно, никому не хочется тотальной слежки или чтобы роботы взбунтовались против людей. Кроме того, нет никакого желания, чтобы технологии повлияли на свободу людей или попадали не в те руки. Для всего этого требуется регуляция, и не только и не столько от государственных структур, сколько социальная установка, соответственно, и этическая.
 
















24 октября 2022
Наверх