Быть единым народом


Фотограф: Елена Петрова, «Село Парское».
Участница VI фотоконкурса «Точка на карте. Возможность будущего», 2018 г.
 

Святой Иоанн Кронштадтский доносит до нас свое глубокое размышление о том, что «Кто не любит земного Отечества, не достоин и Отечества Небесного». Настоящий христианин не может быть отвлеченным созерцателем, равнодушным ко всему, что происходит вокруг него. Он любит землю, на которой родился, и желает ей мира и процветания. Да и невозможно не любить Россию – прекрасную страну, давшую человечеству примеры подлинной веры и настоящей культуры, основанной на евангельских ценностях. Любить Россию – значит понимать смысл нашей истории, молиться о своей стране и служить ей по мере сил, разделять базовые ценности нашей цивилизации, хранить духовное наследие предков, быть единым народом.






Автор: 
Архимандрит Вениамин /Лабутин/

В православном понимании история всегда синергична, это совместная деятельность Бога и человека. Господь предопределяет наше будущее и предвидит наши поступки, при этом не нарушая свободу нашей воли. Человек вправе выбирать добро или зло, но он всегда несет ответственность за свой выбор, который определяется не только в его личной судьбе, но и в будущем его потомков. Яркое тому напоминание – трагическая история народов и цивилизаций, забывших о своем развитии, о Боге и совести.
 
Современный мир является многообразным и многополярным, в нем сосуществуют разные цивилизации – особые культурно-исторические типы. Источником жизненной силы для каждой цивилизации является религия. По определению известного английского историка А. Тойнби: «Каждый раз, когда народ теряет веру в свою религию, его цивилизация подвергается местной социальной дезинтеграции и иностранной военной атаке. Цивилизация, которая пала в результате утраты веры, затем заменяется новой цивилизацией, вдохновленной иной религией». / Простой пример – Древний Египет и современный мусульманский Египет/.
 
Эту истину прекрасно понимают наши противники на Западе, и неслучайно советник нескольких американских президентов Збигнев Бжезинский писал, что главной политической задачей США является разрушение России, раздел ее на небольшие анклавы. Причем речь идет не только о политических институтах, но и о Русской Православной Церкви, которая является хранителем наших духовных ценностей. Поэтому был спровоцирован церковный раскол на Украине, идут идеологические атаки на православные приходы в Прибалтике. Сейчас действительно настало время испытаний для нас, и вопрос стоит прямо: а сможем ли мы сохранить себя и свою страну или нам навяжут чужую систему ценностей, ведущую к самоуничтожению.

Для православного человека свобода -  это прежде всего духовное понятие, как свобода от греха в делах и мыслях, как твердый моральный стержень, не дающий совершить необдуманных поступков.

 
Запад не хочет признавать многополярность мира, в его понимании история – это восходящий линейный процесс, в котором человечество развивается от варварства к цивилизации, от рабства к свободе, от голода к изобилию. Движущей силой в этом случае является не синтез воли Божьей и свободного человеческого выбора, а технический прогресс. Все проблемы объясняются низким уровнем образования, слабостью общественных институтов, а часть – и верностью религиозным убеждениям, якобы сковывающим человека в его развитии. Символами успеха объявляются англосаксонские страны, чьи опыт и традиции обязательны для подражания всеми остальными. Но так ли это на самом деле?
 
Технический прогресс действительно поднял уровень жизни, позволил победить многие болезни, дал современные средства коммуникаций. Но изменилось ли к лучшему нравственное состояние общества? В современной Великобритании уровень преступности ничуть не ниже, чем в более голодную эпоху Тюдоров, а солдаты вермахта были отнюдь не гуманнее ландскнехтов Тридцатилетней войны. Германия, занимавшая в начале XX века первое место по уровню грамотности населения, лидировавшая в ряде отраслей науки, давшая миру великих композиторов и писателей, с легкостью приняла фашизм с его антигуманистической идеологией и развязала самую кровопролитную войну в истории человечества. Британская колониальная империя строилась на костях миллионов индийских и африканских рабочих, умиравших от голода и непосильного труда. И никто в этом не раскаялся, памятники генералам-колонизаторам стоят во многих английских городах, там они национальные герои. Да и попытки США навязать свою модель развития азиатским странам закончились гражданской войной в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии, хаосом и полным обнищанием проживающих там народов. Обличая сейчас Россию, западный мир с легкостью забывает о своих ошибках и преступлениях. 
 
Сейчас все наше внимание приковано к проведению Специальной военной операции по защите населения Донбасса. Этот конфликт имеет несколько уровней. О его физическом проявлении мы можем судить по анализу поступающих новостей, но есть и иное его духовное понимание.
По определению Святейшего Патриарха Кирилла сейчас мы ведем метафизическую войну с Западом, вновь пытающимся уничтожить Россию. Об этом мы можем судить даже по внешним проявлениям. В европейских вузах массово запрещается изучение творчества Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова, в странах Восточной Европы сносят памятники А.С. Пушкину, из концертных программ филармоний убирают сочинения русских классиков, под запрет попали картины передвижников. Идет тотальное неприятие и оплевывание всей русской культуры. Но даже в годы Второй мировой войны никто не запрещал читать Гете и Шиллера или слушать Баха и Моцарта. Запад видит в России нечто чуждое и враждебное себе, здесь речь идет о противостоянии цивилизаций.



Подобно Христу на Кресте, русский человек и сам много страдал, и это страдание было во искупление мирового зла, ради Истины.
Русский человек воспринял учение Христа не разумом, но сердцем. Он выделил главную идею в Христианстве – идею жертвенной любви, подвига. В нашей ментальности по-настоящему богатый человек не тот, у кого много денег, не тот, кто много собирает, но тот, кто много раздает, кто способен увидеть в страждущем родственную душу и помочь ему. Подобно Христу на Кресте, русский человек и сам много страдал, и это страдание было во искупление мирового зла, ради Истины. Слова Ф.М. Достоевского: «В Европе выгода, а у нас жертва» помогают нам понять природу этого конфликта. Без Креста нет Воскресения, без жертвы нет любви – этот принцип стал непреложным законом нашей цивилизации. Русский солдат, вступая в смертельную схватку с фашизмом, думал не об уютном домике и банковских счетах, он сражался за Родину, за своих близких, за избавление человечества от нового варварства. 
 
На Западе все было по-другому, нравственные ценности всегда уходили на задний план перед политической выгодой. Макиавеллиевский принцип – «цель оправдывает средства» стал важнейшим при принятии любых решений. Уже в эпоху Реформации в главных капиталистических странах Англии и Голландии начинает доминировать кальвинизм с его идеей об абсолютном предопределении Божьем одних к вечному спасению, других – к вечной погибели. Свободная человеческая воля здесь совсем не участвует, и вопрос стоит лишь во внешних знаках этого выбора. По Кальвину кого Бог любит, того награждает деньгами и всяким благополучием, а основатель методизма Джон Уэсли прямо писал: «Мы обязаны призывать всех христиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и сберегли все что можно, то есть стремились к богатству». 
 
С европейским христианством начинают происходить странные изменения: Бог как Спаситель души отступает на задний план перед Подателем материальных благ, Золотой Телец вытесняет Евангелие, вера постепенно-постепенно перестает быть фундаментом жизни и становится частным делом каждого человека. Высшей ценностью отныне являются только деньги.
 
В романах О. Бальзака, Ч. Диккенса, Э. Золя, Т. Манна и Дж. Голсуорси ярко показано, как жажда наживы и культ чистогана меняли сознание человека, делали его алчным и черствым, разрушали семейные отношения и дружбу. Еще одним из столпов европейской цивилизации становится гедонизм – максимальное наслаждение жизнью, прежде всего в ее чувственных и материальных аспектах. Со страниц многих книг и журналов высмеивались христианские принципы целомудрия и супружеской верности, пропагандировалось раскрепощение любых сексуальных желаний, моральные устои общества неуклонно падали. Итог этой эволюции подвел Антуан де Сент-Экзюпери: «Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму и запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить».
 
К концу 30-х годов XX века Европа подошла духовно опустошенной, погрязшей в эгоизме и стяжательстве. Она оказалась неспособной сопротивляться мощному натиску немецкой военной машины с ее культом силы и национального единства, основанного на признании Гитлера непогрешимым и сакральным вождем Германии. Одни страны сдавались без боя, вторые оказывали символическое сопротивление. Франция с ее первоклассной армией и развитой военной промышленностью продержалась едва 40 дней. Человек идет на смерть ради великой идеи, а не ради сберкнижки, которую не унесешь с собой в иной мир. А таких идей уже не оставалось. Войска стремительно отступали, почти не оказывая сопротивления, Париж был объявлен открытым городом, политики прямо говорили о необходимости завершить войну любой ценой. Маршала Петена, отдавшего приказ о капитуляции, объявили национальным героем и спасителем Франции. При этом соратники маршала были хорошо осведомлены о планах Гитлера ликвидировать Францию как единое государство, создав на ее территории несколько самоуправляющихся автономий, а треть присоединить к Германии и Италии. В перспективе планировалось переселить половину французов как расово неполноценных людей в Африку, а их земли передать немцам.  Но страх потери накопленных богатств заставлял не думать о том, что будет завтра. 
 
Нацистские вожди пытались объединить Европу в крестовом походе против коммунизма, под которым скрывалась вековая ненависть к исторической России с ее иной системой духовных ценностей. Союзниками Германии в этой войне были Финляндия, Венгрия, Румыния, Болгария, Италия, Хорватия, Словения, Албания. Негласную поддержку оказывали Испания и Португалия. Против нас воевали добровольческие легионы из большинства европейских стран, всем обещали часть наших природных богатств. Этому нашествию наш народ противопоставил веру в победу и единство, основанные на соборной мудрости предков. Весьма знаменательным стало стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?», в котором он гордится тем, что «на свет родила его русская мать». Россия тогда спасала весь мир от коричневой чумы, и эту победу нам не могут простить сейчас, ведь мы выстояли там, где они смалодушничали и отступили.
 
Сейчас западные СМИ активно критикуют Россию за авторитаризм, отсутствие свободы и демократии, которые они нам силою пытаются навязать. Но у нас совершенно разное понимание свободы. Для православного человека это прежде всего духовное понятие, как свобода от греха в делах и мыслях, как твердый моральный стержень, не дающий совершить необдуманных поступков. И главный критерий этой свободы – совесть, которая обличает нас, когда мы преступаем моральный закон. Для западного человека свобода – это своеволие падшего человека, отсутствие сдерживающего начала, где совесть изгоняется и заменяется гражданским законом, за рамками которого остаются многие моральные ценности. 
 
В своем обращении к народу президент России В.В. Путин сказал: «Нам нужна свобода и справедливость, а Западу, потерявшему православные устои, нужен мировой хаос, навязывание окружающим так называемых либеральных ценностей и свободы, неразрывно связанных с пороками и извращениями». Сейчас мы противостоим той силе, которая искушала Адама и Еву в раю, которая стремится расчеловечить человека и тем самым ускорить наступление Апокалипсиса. Отстаивая сейчас базовые ценности нашей культуры, мы боремся за право каждого человека быть Человеком с большой буквы, за крепкие многодетные семьи, за право наших детей на будущее.
 
Еще Бисмарк верно подметил, что Россию невозможно победить на поле боя, ее можно победить, только ослабив изнутри. Перед лицом одного из самых страшных вызовов в нашей истории мы должны быть едины, преодолевать свои внутренние слабости. А это и прозападные настроения значительной части нашей интеллигенции, и некоторые олигархи, ради денег готовые пойти на все. Преклонение перед Западом всегда было ахиллесовой пятой России, которое всегда наказывалось в истории.
Русские бояре в XVI веке преклонялись перед Польско-Литовским королевством с его полным господством аристократов, слабой королевской властью и максимальным закрепощением крестьян. Туда бежали политические эмигранты, оттуда велась оголтелая антирусская пропаганда. В начале XVII века из этого «оплота свободы» к нам пришли два Лжедмитрия, гражданская война и польская интервенция, сократившие население России более чем на четверть. В Екатерининскую эпоху наши дворяне были в восторге от Франции, восхищались идеями Руссо и Вольтера, думали, что лозунг «Свобода, равенство, братство» положит начало новой эпохе в мировой истории. В 1812 году мы более близко ознакомились с наследием Великой Французской революции, особенно на руинах сожженной наполеоновскими солдатами Москвы. В начале XX века наша интеллигенция преклонялась перед сумрачным немецким гением, их философами и техническими достижениями. В 1941 году мы наконец поняли его природу. 
 
Сейчас определенные силы пытаются нам внушить, что мир нужен любой ценой, что даже военное поражение нестрашно, что придут американцы и устроят у нас новый демократический порядок, где всем будет хорошо. США уже пытались установить такой порядок в Афганистане, и его крушение произошло на наших глазах. В случае поражения нас ждет хаос, социальные потрясения, демографическая катастрофа. Поражение России будет означать геополитическую катастрофу для мира, ибо наша национальная идея – это мир, любовь, свобода и право человека оставаться самим собой. А национальная идея Байдена, Шольца, Макрона и им подобных – превращение человечества в новый Содом, открытое богоборчество и дегуманизация общества. А Бог не потерпит нового Содома, и победа Запада положит начало глобальной катастрофе.
 
Великий старец земли русской преподобный Сергий Радонежский оставил такой завет своим потомкам: «Верою, любовью и единением спасемся». Будем же молиться за Россию, нашего Президента, богохранимое воинство, не впадать в уныние и все делать для Победы. Если Бог с нами, то кто против нас!











 
22 ноября 2022
Читайте также:
Наверх