GL Friend Zone: урок рисования

 

Ты никогда не держал в руках карандаш и не рисовал? Значит, никогда не узнаешь, что у тебя это отлично получается. Не поймёшь, что кисть и холст – это друзья, которые успокоят после трудного дня и выслушают любую, даже самую длинную, историю.
Каково это — стать художником?.. Не попробуешь — не испытаешь. И вдруг пропустишь всё самое интересное в жизни! О том, что именно так порой и случается, рассказала хозяйке Friend Zone Милане Сурковой иллюстратор Катерина По.



Катерина, ты стала иллюстратором «случайно» или осознанно?
Знаешь, сначала, казалось бы, у меня такой цели не было. Я из семьи военных, и в каждом городе, куда мы переезжали, родители водили нас с сестрой во всевозможные кружки: гимнастика, лепка, рисование. Мне очень нравилось рисовать… 
 
А потом была художественная школа в Красноярске, в Сибирском военном городке. Затем в Самаре – художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина. Высшее образование получила в СПбГУП на факультете рекламы и связей с общественностью...
Теперь мне ясно, что случайности не случайны. Я постоянно занималась тем, что мне нравится, и вот  получилось то, что получилось.
 
Ты очень много училась, как оцениваешь качество нашего образования?
Я стараюсь быть патриотом. Но скажу честно: если есть возможность уехать за границу, то лучше учиться там. По дизайну и иллюстрации славятся сегодня американские, английские и итальянские школы. Италия – самая доступная. Там и спокойнее, и дешевле. Есть даже агентства, которые помогут поступить и устроиться. Стоимость обучения примерно 20 000 $ в год.
В России хороший уровень – это, конечно, Москва: РАЖВиЗ 
им. И.С. Глазунова, МГХПА им. С.Г. Строганова, Британская высшая школа дизайна — и Питер: Академия художеств им. И.Е. Репина СПбГАИЖСА, СПГХПА им. А.Л. Штиглица. 
 
Теперь ты сама учишь рисовать. Какая из твоих ролей тебе больше нравится – дизайнера-иллюстратора или педагога?
Хороший вопрос. Мне нравится, что у меня есть две роли. Я могу быть и тем, и другим. Если перегоришь, создавая иллюстрации в режиме нон-стоп – например, к Новому году – то находишь отдушину на занятиях. Дети ко мне приходят классные!
 
Как научить человека рисовать с нуля? 
Или всё-таки должны быть природные задатки?
Главный вопрос – есть у тебя желание или нет. 
Задатки, конечно, у всех разные. У детей всё круто, а вот взрослых сложнее чему-то новому учить. У них сразу много к себе претензий. Линию провели – не так! Критикуют себя, возникает страх, который мы учимся преодолевать. Я показываю им свои рисунки, где неровные или двойные линии. Говорю, что в этом нет ничего страшного. Объясняю, что я училась этому долго, поэтому не всё сразу. А кто-то приходит ко мне как к психотерапевту, чтобы отключить мозг. Они просто кайфуют от линий. Дети, семья, проблемы – всё это отступает на второй план. Вдруг важным становится только то, как ровно нарисовать окно… Научить рисовать можно всех. Легко.



Не находя счастья в повседневной жизни, люди поняли, что творчество спасает. Создавая что-то в особой атмосфере, они испытывают новые эмоции. У них получилось, их похвалили. 
И вот он — заряд позитивной энергии!

 
То есть рисование успокаивает?
Стопроцентно! Поначалу, когда ты только осваиваешь методику, это не так чувствуется. Но постепенно начинаешь расслабляться. У нас всегда фоновая музыка на занятиях – инди и джаз. Люди отключаются от забот и сами не замечают, как прорисовали два часа.
 
Где больше люди тянутся к рисованию – за границей или в России? И почему?
Увы, но я думаю, что за границей. У них вообще другое отношение к искусству и творчеству, другая концепция. Там творчество окружает тебя. За границей воспитывают детей ЖИТЬ в красоте, и это становится одной из важных жизненных ценностей.
 
Когда вокруг красиво и нет угрюмых лиц на улице, ты постоянно находишься в атмосфере комфорта. Я очень люблю гулять по Самаре и хотя вижу порой хмурых граждан, но замечаю, как город меняется к лучшему. Наша набережная, Ленинградка.. – для приезжих это красиво. Но ведь так должно быть везде. А воспитывается чувство красоты с ровных и чистых тротуаров, хороших дорог. Всё имеет значение.
 
Ты видишь, как меняется интерес к рисованию в последние годы? С чем эти изменения связаны?
Да, тенденция позитивная и радующая – растёт количество взрослых людей, которые увлекаются рисованием. С детьми я занимаюсь уже восьмой год. Многие нынешние ученики по 5-6 лет ко мне ходят. А теперь и у взрослых появилась потребность что-то создавать. Рисуя что-то в особой атмосфере, они испытывают новые эмоции. У них получилось, их похвалили. И вот он — заряд позитивной энергии! 
У меня есть студенты, которые ходят на все мои курсы подряд. Я им говорю, что они уже сами могут дома рисовать. Но им нравится собираться вместе кайфовать — от общения, от совместного творчества. А ещё то, что создали, унести с собой.
Мне очень нравится, что у нас народ стал наполнять свою жизнь искусством и таким вот образом.
 
Интернет может помогать, а может и вредить. 
Как ты относишься к критике в интернете?
Я с критикой сталкиваюсь нечасто. Но отношусь к ней спокойно, если человек, комментирующий мою работу, сам чего-то добился. К такому я прислушаюсь. А если мне скажет, что с моими рисунками что-то не так, Петька с соседней парты, то я просто продолжу рисовать дальше. Корону на голове, конечно, выращивать не нужно. Лучше быть реалистом и воспитывать чувство вкуса и насмотренность. Понимать и уметь разбирать свои плюсы и минусы.
 
Кстати, за рубежом такой подход: преподаватели хвалят всех учеников без исключения. И в результате растят смелых и свободных художников, иллюстраторов, дизайнеров — может быть, даже и не слишком талантливых. А недостатки свои они учатся видеть сами, как раз сравнивая свою работу с другими.
Иностранные преподаватели учат работать раскрепощённо, линии создавать не рукой, а всем телом и душой. Это важно — уметь передать свои эмоции через рисунок.
 
В чём твоя миссия? 
Для кого и для чего ты делаешь то, что делаешь?
У нас тёплая, дружественная атмосфера на занятиях. Для меня это самое главное. Когда я занимаюсь с детьми, понимаю, что они уже сейчас, здесь, на моих занятиях задумываются, кем станут. У меня нет цели сделать из каждого ребёнка суперхудожника, но важно, чтобы они поняли, что есть дело в жизни, которым им нравится заниматься с самого детства. Я рассказываю, что рисовала и ходила в кружки с их возраста, а сейчас провожу мастер-классы в разных городах и рисую на заказ. «О, классно! Тоже так хочу!» – говорят. Хотя, бывает, сначала я слышу: «Мечтаю стать балериной…» Или ещё кем-нибудь. 
 
Проходит полгода, и звучит уже новая история: хочу стать дизайнером интерьера или одежды. К сожалению, у нас с детства закладывают стереотип, что художник — это кто-то нищий, голодный. И все думают: «Художником быть грустно. Ты постоянно будешь без денег, без заказов». Такие стереотипы нужно разрушать. Я показываю детям, что можно наслаждаться жизнью. И неважно, кем ты работаешь, главное – выбрать то, что тебе по-настоящему нравится.
 
 
Я показываю детям, что можно наслаждаться жизнью. И неважно, кем ты работаешь, главное – выбрать то, что тебе по-настоящему нравится.
 



19 ноября 2020
Читайте также:
Наверх