Паблик-арт: новое лицо города

Искусство в современном городе давно стало неотъемлемым элементом архитектурного стиля и внешнего вида. Паблик-арт – не просто картинка или инсталляция, а гарант идентичности. GL вместе с экспертами решил разобраться, где грань между искусством и вандализмом и как уличное искусство влияет на формирование бренда города.


Музей Гуггенхайма в Бильбао /Испания/

Истоки
Если обратиться к истокам, то термин «паблик-арт» можно отнести к произведениям искусства, которые были созданы специально для расположения и демонстрации в общественном месте. Некоторые искусствоведы считают старейшими примерами официально санкционированного паблик-арта памятники, мемориалы и скульптуры в древних городах. Сейчас понятие «паблик-арт» ушло намного дальше, чем просто физические объекты. Иногда для его создания используются не только стены домов и улицы, а танцы, процессии, уличный театр и даже поэзия. В некоторых мировых столицах создание художественных объектов так или иначе заложено в бюджет любого нового масштабного строительства. Столицей уличного искусства сейчас по праву можно считать Нью-Йорк, где издано несколько путеводителей по произведениям современного городского пространства.
Паблик-арт легко спутать с граффити в его классическом понимании. Главным отличием является то, что первый находится в легальном поле. Картины, инсталляции и другие произведения публичного современного искусства появляются только с разрешения властей и по согласованию с жителями, а значит, не должны быть закрашены или демонтированы городскими службами. 


Граффити-портрет Майи Плисецкой /Москва/
 
Влияние
Уже давно доказано, что появление паблик-арт объекта непосредственно влияет на город. Яркий пример такого изменения городского облика – появление большого мурала с изображением Майи Плисецкой в Москве. Его в 2013 году нарисовал бразильский художник Эдуардо Кобра в рамках фестиваля уличного искусства MOST. Работа была приурочена к 88-летию балерины, получила высокую оценку критиков и позже дала название скверу в Тверском районе, где раньше был пустырь. 
Уличное искусство сегодня – серьёзный инструмент для развития и изменения городского пространства. С помощью него можно как бороться с серостью и однообразием спальных районов, так и привлекать внимание к городским проблемам. Художник должен одновременно быть архитектором, инженером и даже маркетологом. Паблик-арт меняет мышление людей, живущих вокруг. Они начинают воспринимать среду не как утилитарное место для жизни, а как место для прогулки. Люди видят, что их среда обитания может быть интересной. Кроме того, в момент, когда арт-объект начинает привлекать зрителей с других концов города, они начинают чувствовать ответственность за это место. 
Не стоит забывать и об экономических составляющих. Паблик-арт – мощный инструмент джентрификации. Нередко объекты, созданные художниками, становились центрами притяжения жителей разных районов, что стимулировало рост спроса на торговые площади в окрестностях и увеличение концентрации бизнеса. Самым мощным примером можно считать изменения, которые случились с промышленным испанским городом Бильбао. Катализатором преобразования стала одна знаковая культурная постройка – музей Гуггенхайма. Как только не называли его критики: архитектурная реинкарнация Мерилин Монро, распустившаяся роза или даже артишок, но эффект оказался невероятным. Импульс, который дало это здание, помог небольшому городку в Стране басков превратиться из унылого промышленного порта в точку притяжения. Дальше за ним потянулись инфраструктурные объекты, перестройка старых корабельных доков и новая система метро. 


Скульптура Cloud Gate – «Облачные врата» /Чикаго, США/
 

Ещё одна сфера, на которую оказывает влияние паблик-арт, – туризм. Ни для кого не секрет, как притягательны могут быть знаковые места и пространства для гостей из других стран. Например, знаменитая «горошина» в Чикаго от британского скульптора и художника Аниша Капура. Из-за уникальных отражающих свойств она пользуется популярностью у туристов как место для фотографирования. Согласно мнению экспертов, с момента открытия в 2006 году инсталляция окупила себя несколько раз.
 
Чем больше сила, тем больше ответственность
Безусловно, паблик-арт – это искусство в чистом виде, более того, это искусство, которое смогло сократить дистанцию между потребителем и продуктом. Творчество художников оно здесь, за углом, на карнизе, крыше или подпорной стене набережной. Художник может напрямую общаться со зрителем, минуя посредников в виде галерей и музеев.
В этой ситуации ответственность художника вырастает в сотни раз. Необходимо предусмотреть климат, исторический и социальный контекст, нравы людей, которые здесь живут. Это своеобразные качели между самовыражением творца и социальной функцией. Важно уметь удержать внимание прохожего, превратить его в зрителя-участника, удивлять, но не раздражать. Благодаря паблик-арту художник понимает, что может не только самовыражаться, но и влиять на окружающую ситуацию, а это уже другой уровень.


«Искусство должно распространяться повсюду» /Москва/
 
Проблемы
Главную проблему паблик-арта в России художники видят в отсутствии чёткого законодательного регулирования. Создание уличных объектов искусства вызывает множество юридических сложностей, в связи с этим назрела потребность в формировании прозрачных механизмов оценки и согласования объектов паблик-арта, систематизации и легитимизации творческих инициатив. Бесконечное количество согласований, разборов и уточнений и отсутствие единого мнения сильно тормозят развитие паблик-арта в городах России. 
Белые пятна в законодательстве ведут к тому, что уличное искусство уничтожается, попадая под определение вандализма. Нелегальные рекламные росписи и граффити на стенах как якорь утаскивают крупное уличное искусство. За последние годы в Москве был уничтожен целый ряд значимых объектов городского искусства, в том числе работы трехмесячного фестиваля «Лучший город Земли». К 2021 году в столице в живых осталась всего одна картина с мероприятия – фреска Шепарда Фейри под названием «Искусство должно распространяться повсюду».
 
– Художники работали легально. Мы связывались с администрацией, собственниками зданий и получали от них согласие ещё на этапе эскизов. Когда работы начали закрашивать, мы попытались их защитить. Но коммунальные службы работали быстрее нас. В итоге остановить уничтожение удалось только тогда, когда команда фестиваля оформила себя в качестве ответственного лица. Мы документально взяли на себя содержание работы, – рассказала сооснователь творческого объединения «Атмосфера» Сабина Чагина.
 
Помимо юридических вопросов существует ряд эстетических моментов. Отношение к паблик-арту среди жителей нестоличных городов до конца не сформировано. Искусство субъективно, и всегда будет существовать несколько противоречивых мнений, а сам творец будет лавировать между.

 
Скульптурная инсталляция «Проблема лошади»                                  Арт-инсталляция Catch as Catch Can
/57-я Международная художественная биеннале в Венеции/           /Центр современного искусства BALTIC, Англия/

 
А что у нас?
Самара не отстаёт от мировых трендов. В течение последних трёх лет региональная столица по праву становится центром уличного искусства. Муралы появляются тут и там. Выйдя из подполья, громадные граффити переместились в легальную плоскость – среди них портреты великих самарцев, благодарность врачам и легендарный чемпионат мира по футболу. В прошлом году сразу несколько художников со всего мира больше недели создавали фрески на стенах самарских домов. Венцом фестиваля стала работа знаменитого Покраса Лампаса на подпорной стене набережной. Мурал стал точкой притяжения граждан, а количество упоминаний этого места в социальных сетах увеличилось в несколько раз.

  
Мурал Арт в Самаре. «Благодарность                                                         Покрас Лампас в Самаре. Маяковский спуск к набережной
медицинским работникам за самоотверженный труд
в период борьбы с коронавирусом»
                                                                                                      
 
Будущее
Пока в России не появится государственная программа /как это сделано в крупных европейских городах/, публичное искусство продолжит развиваться в рамках фестивального формата. К вопросу нужно подходить комплексно и работать на всех уровнях. Как считает сооснователь творческого объединения «Атмосфера» Сабина Чагина, нужно выходить за рамки сезонного развлекательного формата и создавать серьёзные работы, а для этого необходим инструмент. Например, инициатива «Процент на искусство», с помощью которой люди и девелоперы непосредственно становятся причастными к созданию арт-объектов. Кроме того, нужен закон, который регламентирует работу с паблик-артом. Сейчас установить какой-либо памятник или предмет искусства в городе стоит больших усилий.   
 
 
Иван Пантелеев
основатель и генеральный директор компании «Новатек Арт»:
 
«Для меня паблик-арт состоит из двух категорий. Это граффити, которые рисуются на стенах, и объёмные, пространственные арт-объекты. Если с первым всё понятно: сейчас в каждом городе проходят фестивали уличных художников, на фасадах изображают почётных жителей или знаковые события, то со вторым всё намного сложнее. До работы с арт-объектами как объёмными инсталляциями мы в России ещё не дошли. Сейчас в стране развивается некоторая синергия – интеграция искусства и урбанистики. Существующие объекты городского дизайна переосмысливаются художником, и создаются необычные детские площадки, зоны отдыха и многое другое».
 
Алексей Радченко
блогер, журналист:
 
«Чтобы город, в частности Москва, мог претендовать на лидерство, не должно быть ни одного шаблонного решения. Нужно расширять горизонты и показывать прорывные идеи. Сейчас существует пять тем, по которым можно заявиться, и тогда ваша работа точно пройдёт все согласования». 



 

22 февраля 2021
Читайте также:

Наверх